Категории сайта
Поиск по сайту
Время
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Погода в Гомеле
Контактная информация
Гомельская область, Гомельский район, р.п. Большевик, ул. Красноармейская, 7

Телефон: +375 (232) 947533

Электронная почта: torfozsad@mail.ru
Опрос на сайте
Оцените наш сайт
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Полезные ссылки





Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов - предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас с вами. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется? Во-первых, растет число старших дошкольников (свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д. Во-вторых, речь малышей нередко бывает однообразной. К примеру, типично отмечено, что они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия. В-третьих, слабо развита связная, монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка - дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Звуковая культура речи включает в себя много задач:
- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;
- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» - здравствуйте, пожалуйста и т.п.).

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков встречаются у дошкольников, как мы уже отметили, все чаще. Иногда они вызваны физиологическими причинами - неправильным строением неба либо некоторыми видами паралича, но чаще такие явления объясняются психологическим состоянием вашего ребенка. Степень запущенносги произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Ну, а нам пока стоит задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. И для более глубокого понимания обратимся к такому примеру. Давайте представим на минутку, что мы только что прошли краткий курс английского языка и вдруг встречаем товарища, который говорит на английском с детства. Нам, конечно, сразу же покажется, что наш товарищ очень быстро, ну просто невыносимо быстро, говорит с нами по-английски. Даже знакомые слова в его речи перестают быть понятными для нас. То же самое происходит в нашем общении с детьми, если мы с ними говорим быстро и нетерпеливо. Только нашим детям еще труднее у них вообще еще нет богатого словарного запаса. В этой связи крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и ее содержание.
Что же касается произношения, то в Приложении вы найдете стишки, скороговорки и другие стихотворные тексты на все звуки алфавита. Упражняться с ними можно в следующем плане:
1. Расскажи стишок так, чтобы мы все услышали звук «ж»;
2. Кто быстрее произнесет скороговорку;
3. А сейчас расскажи скороговорку быстро - медленно -быстро;
4. Твоя кукла Алиса хочет, чтобы стишок ты рассказала вначале громко, затем тихо, а потом снова громко.

Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами, является задача обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем - перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения:
1. Учить подбирать определения и эпитеты - (Какие бывают собаки: большие, маленькие, служебные...);
2. Узнавать предметы по описанию - (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это?- Береза);
3. Подбирать действия к предмету - (Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает...);
4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает, землю согревает. Что это? - Солнце);
5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);
6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как?-Хорошо, спустя рукава, быстро);
7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес...);
9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);
10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);'
П. Составлять предложения с определенным словом;
12. Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);
13. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. -Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
14. Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах - от дочки, внучки до посетителя);
15. Длинные - короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол - парикмахерская);
16. Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;
17. Подбирать слова: шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать.., шарф;
18. Составлять фразы: срубленный..., бегущий..., висящий..., жуткий..., холодный...;
19. Придумывать слова, которые оканчиваются на ок, ек или начинаются с ва, за;
20. Игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы...);
21. Какой в сказке козел («Лиса и козел») - недогадливый, глупый, невнимательный; лиса -рыжая, хитрая, ловкая...; колодец - глубокий, холодный, темный, узкий.,.;
22. Про что можно сказать: холодный -..., холодная -..., холодное -...;
23. Как можно назвать одним словом:
- детей, идущих в школу...;
- людей, лечащих больных...;
- взрослых, перевозящих груз...
24. Произносить предложение «Я пойду в школу» по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему ?);
24. Придумывать от слова «лес» много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок...);
26. Находить очень разные слова в стишке:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко. Скажу я слово трус, а ты ответишь храбрец. Теперь начало я скажу, ну отвечай...(конец):
27. Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка - это ложка, ложкой суп едят. Кошка - это кошка, у кошки семь котят. Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол, Шапка - это шапка, оделся и пошел. А я придумал слово, смешное слово - плим. Я повторяю снова - плим, плим, плим... Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим. И ничего не значит - мим, плим, плим.
28. «Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним сиговом сказать - длиннохвостая; ау мальчика длинные ноги - длинноногий;
29. Придумывать необычные предложения из 2-х слов «Лиса чирикает», «Ворона мяукает»;
30. Заканчивать предложения:
- Миша пошел гулять (когда?)...;
- Мише стало грустно (отчего?)...;
- Миша обрадовался (когда?)...
31. Познакомить детей с многозначными словами -у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи -чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.

Постепенно мы, чередуя, пытаемся учить детей говорить не только отдельными словами, но и. более распространенными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от 3-х до 5 - 6 тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи. Однако, как ни печально, развитие их связной речи тормозится. Она становится раскованной, менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребенок ваш чутко понимал все богатство родного языка: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства. И чтобы, понимая, он мог уже делать простейшие переносы своих маленьких практических познаний. И тогда в речевой практике он поймет, что «с помощью родного языка можно творить чудеса» (К. Паустовский).
Я. Корчак писал, что родной язык не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа.
  • Просмотров: 549